← Назад
A/Б тестирование

A/Б тестирование лендингов: что это, зачем проводят и как проверить лендинг самостоятельно

Изменение даже одного элемента на странице может увеличить конверсию лендинга. Чтобы понять, что на сайте лучше заменить или убрать, используют А/Б тестирование. Рассказываем что такое А/Б-тест лендингов, часто ли его нужно проводить и как именно это сделать.
09.02.2022 · 15 минут

Что такое A/Б-тест сайта

Это способ проверить эффективность страницы за счет ее сравнения с другой. Маркетологи называют этот же метод «сплит-тестирование». Используют А/Б-тест сайта для проверки результатов, которые могут получить лендинги после изменений.
А/Б-тестирование лендингов
Суть тестирования: заказчик создает страницу А, копирует ее, меняет какой-то элемент: заголовок, кнопку, сохраняет и получает лендинг Б. Затем половине посетителей сайта показывает один вариант, а вторая половина видит другой. Далее проходит подсчет на каком из лендингов цель достигается чаще.

Рассмотрим пример: существует книжный интернет-магазин. Аналитики провели исследования, выяснили, что в тренде круглые кнопки, которыми посетители пользуются охотнее. Чтобы проверить, сработает ли теория, разработчики должны внести правки на сервис и предоставить нововведения покупателям. Чтобы не потерять клиентов, если замена будет воспринята негативно, создают копию старого лендинга, добавляют новые элементы и направляют туда часть трафика с контекстной рекламы. Остальные видят старый макет магазина, а часть клиентов видит новый функционал. После тестирования аналитики выясняют, на каком макете чаще покупали книги. Если тестовый экземпляр с новыми элементами увеличил конверсию, то этот макет используют на остальные страницы сайта вместо старого.

Использовать тестирование для своих целей могут маркетологи, продакт-менеджеры, дизайнеры, администраторы, разработчики и SEO-специалисты. Другими словами, участники проекта, чья задача заключается в повышении конверсии, привлечении трафика, улучшении взаимодействия с сайтом и в повышении позиций в поисковых системах, заинтересованы в проведении сплит-тестов.

Зачем проводят тестирование

Любое исследование проводят для того, чтобы улучшить показатели бизнеса и для проведения оценки опыта пользователей. Также А/Б тестирование нужно для:
• Улучшения структуры. Сложная структура сайта часто является главной проблемой для достижения цели. Если пользователь не сумел быстро сориентироваться, что делать на сервисе или не нашел нужную кнопку, то он уйдет.

• Улучшения коммуникации с посетителями. Чаще всего для этого этапа проверяют разные информационные тексты, достоверность инструкций, описание карточек товаров.

• Увеличения конверсий. Обычно изменяют формы для оформления заказов, подписок, расположение кнопок.

• Изменения дизайна под новые тренды. Вчера было популярно делать яркие сервисы с анимацией, а сегодня используют монохром совместно с 3д-инфографикой. Если отставать от этих трендов, то клиент просто уйдет туда, где визуальная часть для него будет приятнее.

• Уменьшения числа уходов и отказов. Если аналитик видит, что новая теория смогла довести посетителя до финального шага, то тестирование можно заканчивать. Затем нововведения можно использовать для остальных разделов сервиса и число отказов будет снижаться.

• Снижает риски при нововведениях. Риски потерять всю аудиторию становятся менее высокими потому, что при сравнении двух лендингов половина пользователей все равно будет попадать на старую версию лендинга. Если новые элементы будут менее эффективными, то уход клиента будет не столь заметен, так как уйдет меньше людей, чем могло бы, если бы просто выкатили сайт с новым макетом.

Какие показатели проверяют

Какие элементы изменять и проверять, зависит от гипотезы, которую проверяют аналитики и результата, которого хочет добиться клиент. Это значит, что можно заменить, а после протестировать все, что угодно:
• Кнопки: внешний вид, текст, расположение, размер.

• Заголовок и описания: стиль текста, шрифт, цвет.

• Конверсионные формы: количество полей, текст, их расположение.

• Макет лендинга: расположение всех элементов в целом.

• Изображения, видео, инфографику или анимацию.

• Количество текста и его стиль.

• Форму обратной связи: время появления чата с ботом, создание отдельной страницы для контакта с владельцем сервиса.

Как часто проводят А/Б-тест

Конкретного графика проведения тестирования нет. Все зависит от того, как часто появляются новые решения для увеличения конверсии. То есть, чем больше гипотез выдвигается, тем чаще проходят исследования.

Время проверки зависит от количества изменений. Если были использованы небольшие нововведения: заменили цвет или окантовку кнопок, использовали новый фон, то может понадобиться несколько месяцев, чтобы стало ясно какой лендинг лучше. Если изменения глобальные, например, переделали структуру сайта, то результат станет очевидным уже через пару недель.

При проведении тестирования все посетители переходят на один и тот же домен, но для одних пользователей показывается один вариант, а для других другой. Стандартный лендинг и второй с изменениями будут распределяться равномерно между клиентами.

Как провести А/Б-тест самостоятельно

Прежде чем приступить к работе, нужно понять, что станет предметом проверки, затем стоит составить гипотезу, а уже после реализовать задуманное.
  • Составить сценарий действий пользователя по шагам.
Зашел в каталог → перешел в нужный раздел → использовал фильтры → выбрал товар, добавил его в корзину → перешел в корзину → заполнил форму → отправил заявку → оплатил заказ. Здесь нужно отследить в какой момент пользователь чаще всего уходит.
  • Разработать гипотезу о том, что именно нужно изменить и каких показаний стоит ожидать.
Когда все шаги на сайте расписаны, каждый из них нужно проработать и составить варианты изменений, которые смогут удержать клиента. Например, человек уходит на этапе «использовал фильтры». Нужно предположить, что здесь конкретно не нравится клиенту: количество фильтров (слишком много или мало), нет подходящей характеристики, характеристики имеют непонятное названия и так далее.
  • Провести сравнение вариантов гипотез.
Важно выделять приоритетные гипотезы, а также сложность их внедрения и тестировать сначала по ним. Приоритетность гипотезы зависит от того, что на данный момент важнее для клиента: увеличить количество подписок на рассылки или количество заявок на покупку товара, увеличить количество репостов или лайков в личном блоге. Нужно четко отслеживать какой параметр проседает у проекта и делать упор именно на него.
  • Вычислить выборку сайта.
На этом этапе аналитики используют онлайн-калькуляторы для вычисления выборки (часть аудитории, которая будет попадать на новый лендинг). Калькуляторы запрашивают информацию о базовой конверсии сайта на текущий момент, и какая минимальная относительная разница в конверсии, которую можно будет определить с помощью теста. После система вычисляет количество людей, которое должно побывать на сервисе, чтобы получить достоверную статистику.
  • Запустить сплит-тест лендингов.
Эксперимент не должен длиться день или два. Лучше проводить тестирование минимум 10 дней, а лучше несколько недель. Так результаты будут достовернее.
  • Завершить эксперимент, проанализировать работу, выбрать оптимальный макет лендинга.

Тестирование на CMS

Существуют CMS, которые позволяют сравнивать лендинги за счет внутренних модулей, которые нужно просто установить. Сайты на Bitrix используют модуль от 1С.Вitrix.

Если же CMS не имеет подобного функционала, то можно использовать сторонние сервисы: Google Optimize, Visual Website Optimizer, ABtasty и другие платформы. Все эти инструменты подключаются по-разному. Доступ к некоторым сервисам можно получить через Google Tag Manager, Яндекс.Метрику, можно добавить код в контейнер <head> в шапке сайта или просто указать адреса тестового и оригинального лендинга.

На самописном сайте

Чтобы провести А/Б-тест лендингов на самописном сайте редко используют Google Optimize или другие подобные сервисы для тестирования. Чаще всего разработчики проекта пишут отдельную функциональность, которая позволит сравнивать разные версии проекта одновременно.

Некоторые используют другое решение: первый вариант сервиса с одним макетом проверяют, например, в январе, а второй вариант — в феврале. После анализируют, сравнивают, какой из макетов лучше выполнил свою функцию.

Отметим, что второй вариант проверки форм не является надежным: конверсия на втором макете могла стать ниже не из-за новых элементов, а потому, что сервис уже не является новинкой или по причине январских праздников, когда люди находятся на выходных, они чаще сидят в интернете, читают блоги, покупают онлайн. То есть при таком варианте тестирования нужно учитывать разные факторы, которые могли изменить ситуацию.

На конструкторе

Большинство конструкторов имеют встроенный инструмент сплит-тестирования. Все они работают примерно одинаково. Рассмотрим пошаговое тестирование на примере Mottor. Чтобы провести тестирование сайта, сделанного на Mottor, нужно:
1. Перейти в управление сайта.

2. Зайти в редактор той страницы, которую будут тестировать, и выбрать «А/Б-тест страницы».
Создание проекта оптимизации и выбор типа эксперимента
3. Создать копию уже существующего лендинга при помощи кнопки «+Добавить вариант».
Настройки проекта
4. Зайти в редактор нового лендинга.

5. Поменять в копии те элементы, которые должны повлиять на действия пользователей. Например, перенести корзину, изменить шрифт, оффер или описание преимуществ, использовать новый фон и так далее.
Настройка фона в mottor
6. После нужно запустить исследование. При этом нужно выбрать какие варианты будут проходить проверку.

7. После проведения проверки используют кнопку «Завершить тест».
После эксперимента сравнивают полученные данные, которые конструктор предоставляет тут же. Для расширенного анализа можно использовать Яндекс.Метрику или Google.Analytics.

Какие ошибки совершают во время А/Б-теста

  • Меняют заданные настройки в процессе тестирования.
Перед началом тестирования проходит ряд действий: выдвигают гипотезу для решения проблемы, делают нововведения, вычисляют выборку. Если эти показатели менять во время теста, то итоговые показатели будут ошибочными.

Например, нужно поднять конверсию в подписках на рассылку. Специалисты выдвинули варианты решений, внедрили их на лендинг, настроили тестирование, подготовили все для работы с этим параметром. По итогу клиент решил отслеживать не только конверсию подписок, но и заявок. В результате тест лендингов показал, что новый макет приносит много заявок, а подписок стало меньше. Клиент выбирает оставить новый вариант, так как думает, что заявки автоматически подтянут количество подписок. При этом, он не учитывает, что вся работа была сделана для проверки другого параметра, а также не обращает внимание на то, что количество подписок резко упало, то есть посетителям не понравилось новое решение.
  • Тестируют одновременно несколько вариантов.
Большое количество одновременных исследований на сервисе приводит к тому, что исследования проходят дольше, а результаты будут искаженными.
  • Сокращают время на проведение А/Б тестирования.
За короткий промежуток времени можно собрать недостаточно материала для корректного анализа. Часто бывает так, что после нововведений количество посещений уменьшается, но конверсия выросла.

Например
, на сервис по продаже техники раньше заходило в неделю 5000 посетителей, а совершали из них покупку 500 клиентов. После нововведения эксперимент показал, что теперь на сайт заходит 3500 пользователей. Из них покупки совершили 800 человек. Итог очевиден, но эти данные можно получить только после определенного срока. В первые дни тестирования может быть обратный результат: клиентов стало приходить меньше, а количество конверсии не изменилось или даже уменьшилось.

Заключение

A/Б тестирование — это маркетинговый инструмент, который имеет прикладное значение. Он облегчает работу маркетологам, администраторам сайта, SEO-специалистам, аналитикам, UX-писателям и UX-исследователям, не требует больших вложений, а также позволяет улучшать проект за счет совершенствования разных метрик.
Улучшайте сайт осознанно

Если что-то будет непонятно — в конструкторе сайтов mottor есть бесплатная техподдержка для всех пользователей. Вам поможет живой специалист:

— в чате на сайте lpmotor.ru
— по телефону 8 800 200 51 47 (звонки по РФ бесплатные)
— в Телеграм: https://t.me/lpmotorchat

Оптимизация коэффициента конверсии: принципы работы и советы

5 способов повысить конверсию сайта за 5 минут

Конверсионный дизайн лендингов

Бесплатный конструктор сайта
Все шаблоны
Шаблон онлайн курса
Шаблон курс инвестиций
Шаблон доставка еды
Шаблон онлайн школы
Шаблон для портфолио
Шаблон лендинг для вебинаров
Шаблон интернет-магазин мебели
Одностраничный сайт
Многостраничный сайт
Создать сайт онлайн бесплатно самому
Конструктор сайтов на русском
Сделать сайт для интернет магазина
Создать сайт бесплатно конструктор
Создать бесплатно интернет магазин
Создать сайт конструктор
Конструктор сайта онлайн
Онлайн конструктор сайта бесплатно
Создать сайт с нуля конструктор
Конструктор интернет магазинов
Конструктор страниц
Сайт конструктор бесплатно
Конструктор создания сайтов
бесплатный конструктор сайтов, лендингов и квизов
Документы:
Полезные ссылки:
Функциональность:
Функциональность:
О компании:
при поддержке Фонда Развития Интернет Инициатив
бесплатный конструктор сайтов, лендингов и квизов
Бесплатный звонок по России
Шаблоны:
Популярные запросы:
support@lpmotor.ru
О компании и сервисе
Тур по сервису
Помощь
Договор-оферта
Партнёрская программа
Шаблоны
Видеоинструкции
Согласие
Тарифы и услуги
Обновления
Инструкции для пользователей
Политика конфиденциальности
Сделано на mottor
Техподдержка
Платная поддержка
Инструкция по установке