• Отсутствие понимания потребителя. Любой бизнес начинается с изучения целевой аудитории. В доставке нужно понимать, что, кому и куда вы будете привозить. Сколько клиент тратит на вашу готовую еду, как часто он готов заказывать, пиковые часы и т. д. Продавать «тем, кому за 20» — путь к провалу. Научитесь думать, как клиент.
• В стратегии нет конкурентов. Ресторанный бизнес — один из самых конкурентных. Если не учесть сильные и слабые стороны в работе конкурентов, можно прогореть еще до открытия.
В качестве успешного примера возьмем Самокат. Компания кратно росла в выручке и сейчас действует в каждом крупном городе России. Обставили конкурентов они просто — разработали уникальную бизнес-модель с 15-минутной доставкой. Также у самоката нет минимальной стоимости заказа: если у Ленты заказ начинается от 1000 рублей, то в Самокате можно кинуть в корзину сухарики за 70 рублей и ждать доставки.
• Большие вложения на старте. Покупка полного штата сотрудников, фотографии готовой еды и мгновенное повышение мощностей не оправдывает стратегию. бизнес должен расти вместе с клиентской базой. По мере расширения владельцу нужно увеличивать и оборот: нанимать больше курьеров, заниматься сайтом и управлением.
• Не заключать долгосрочный договор с арендатором. Мало кто из владельцев имеет средства на покупку помещения. Да и в начале пути проще арендовать склад с кухней. Однако при этом договор заключается не больше, чем на 3 месяца.
Это чревато быстрым «пинком» от арендатора. Доставка не может приносить прибыль, которая полностью покрывает расходы за 3 месяца (такое возможно только у крупных игроков, например Dodo Pizza). Поэтому убедить арендатора в том, что «все в будущем», проблематично. А зачем ему проблемный бизнес, если можно сдать помещение более успешным.
• Не обращать внимания на сотрудников. Все мы — люди, и в бизнесе особую роль играет человечность. Сотрудники — первые, кто сталкивается с претензиями пользователей. И если конфликты не решать, то бизнес потеряет привлекательность для потребителя. Спрашивайте у команды, чего не хватает для высокого качества работы. С этим помогают как индивидуальные разговоры, так и собрания.
• Не пробовать собственные блюда. Проблема в том, что у ресторатора нет понимания качества доставляемой еды. Прежде, чем отправлять блюдо потребителю, нужно убедиться в его вкусе.
Конечно, нет необходимости пробовать каждый заказ. Достаточно устраивать проверку раз в месяц. Причем нужно пробовать не готовую еду, а через 2 часа после приготовления. Ведь именно такую и привозят потребителю.
• Не писать состав готовой еды. Клиентам интересно, из чего состоит еда. Не в том плане, что это любопытство. У каждого свои вкусовые предпочтения или аллергии. Поэтому в меню следует указать состав блюда.