Работаем без перебоев. Наши сервера находятся в РФ. Все функции доступны на 100%. Помогаем с переносом сайтов. Подробнее.
Работаем без перебоев. Наши сервера находятся в РФ. Все функции доступны на 100%. Помогаем с переносом сайтов. Подробнее.
Сайт
Советы

Что такое юзабилити. Зачем это нужно, как проверить и улучшить

Для того, чтобы люди массово пользовались товаром, услугой или сервисом — он должен быть простым и понятным. Рассказываем, что такое юзабилити простыми словами, какую задачу решает и какую несет пользу.
04.02.2022 · 15 минут

Что такое юзабилити

Юзабилити — это то, насколько продукт удобен и понятен в использовании, будь то мебель в отеле, кулер с водой или приложение по доставке еды.

Например, у UX/UI дизайнера стоит задача создать сайт для компании, которая торгует канцелярскими товарами. Его работа должна быть выполнена так, чтобы люди посмотрев интерфейс в несколько кликов могли найти необходимый для себя товар, несмотря на то, что они делают это в первый раз. Каждая кнопка должна выполнять необходимое действие, а если пользователь ошибся и добавил в корзину не тот товар — без проблем удалить, а не обнулять все предыдущие действия.
Юзабилити сайта — это не про креативные элементы или необычный интерфейс и пестрые иконки. В первую очередь, с сайтом должен без проблем взаимодействовать любой человек. Если чья-то бабушка случайно зашла на сайт, но при этом без проблем смогла заказать ручки и тетрадки для любимого внука — сайт прошел проверку на юзабилити.
Существует пять компонентов, благодаря которым можно определить юзабилити:
• Обучаемость: пользователь должен научиться выполнять простые задачи, когда впервые будет взаимодействовать с тем или иным продуктом.

• Эффективность: пользователи должны иметь возможность быстро выполнять задачи, как только они усвоили базовый интерфейс или функционал.

• Запоминаемость: даже если пользователи не используют продукт в течение определенного периода времени, они должны вернувшись на сайт без проблем все вспомнить.

• Ошибки: пользователь может допустить ошибку, а продукт должен помочь ее решить.

• Удовлетворенность: использование любого продукта должно приносить удовольствие.
Составляющие юзабилити сайта

Почему это важно

Пользователей не сильно волнует, насколько интересными и сложными были решения, которые организация использовала для создания продукта. Даже супер-модный дизайн в наше время привлечет внимание лишь на какое-то время. Когда первые ощущения пройдут, пользователям будет необходим удобный и интуитивно понятный интерфейс.

Плохой опыт взаимодействия пользователей с продуктом — прямая проблема электронной коммерции. Причины разные: сложно зарегистрироваться, невозможно найти нужный товар, долго загружается страница, сложно воспринимать дизайн и так далее. Задача юзабилити — не допустить оттока потенциальных покупателей.

Функциональность интерфейса должна быть понятна пользователю сразу после того, как он впервые быстро пробежался по нему взглядом. Люди не любят делать лишних действий. Конечный результат продаж зависит от того, насколько логична последовательность шагов при оформлении заказа или чего угодно еще. Вот небольшой список того, что люди точно не будут терпеть:
  • Сложный интерфейс, пользователь не может найти необходимую информацию в несколько кликов;
  • Сложная форма заказа;
  • Слишком много текста;
  • Много грамматических ошибок в тексте;
  • Повсюду всплывающая реклама;
  • Страница загружается больше 5 секунд.
Чтобы избежать ряда возможных проблем, необходимо придерживаться некоторых принципов.

Принципы юзабилити

Очевидно, что функции сайтов варьируются в зависимости от прямого предназначения. Есть несколько общих для большинства случаев принципов юзабилити.
• Когда пользователи впервые начинают взаимодействовать с сайтом, они часто бегло читают текст. Старайтесь давать только важную и полезную информацию. Также используйте картинки, это привлекает внимание.

• Чем меньше пользователи ждут, тем лучше. Убедитесь, что отклик между сервером и сайтом достаточно быстрый.

• Правило 3 кликов. Пользователи должны иметь возможность найти информацию, которую они ищут за 3 или менее клика. Еще лучше, если на многостраничном сайте встроена функция поиска. В этом случае человеку будет достаточно вбить в поле необходимое слово и сразу найти результат.

• Пользователь может ошибиться. Дайте им возможность без проблем вернуться назад, удалить товар из корзины или отменить какое-то действие.

• Неработающие ссылки. Если сервис содержит неработающие ссылки или ссылки, не относящиеся к конкретной странице, сделайте все возможное, чтобы удалить их. Заранее подумайте о кастомной странице с ошибкой 404, которая будет объяснять пользователю что с сайтом все в порядке. Настройте на странице с ошибкой функцию поиска или предложите перейти на главную или другую работающую страницу. Это покажет уважение и заботу о пользователе, а ему будет понятно, как дальше взаимодействовать с сайтом.

• Плохой дизайн интерфейса. Это не самое главное, но все же, если сайт выглядит плохо спроектированным или, что еще хуже, каким-то шаблонным и визуально «старым», клиенты не будут доверять и взаимодействовать с ним. Кроме того, если по сайту сложно ориентироваться, пользователи быстро уйдут и найдут конкурента.
Чем больше вы будете тестировать удобство и простоту интерфейса, тем лучше. Юзабилити-тестирование — отличный способ повысить эффективность продукта.

Юзабилити-тестирование

Чтобы пользователи дольше оставались на сайте и возвращались, компании необходимо самостоятельно оценивать удобство использования интерфейса, визуальной и текстовой составляющей.

Компании используют сайты чтобы взаимодействовать с людьми и привлечь как можно больше клиентов. Таким образом, восприятие всей компании частично, а местами и полностью строится на их опыте работы с каналами-коммуникации.

Полезный сайт может:
  • Удержать клиентов;
  • Повысить удовлетворенность клиентов;
  • Снизить уровень оттока клиентов;
  • Увеличить продажи.
Юзабилити обычно измеряется путем отбора потенциальных пользователей и побуждения их опробовать продукт, давая им конкретную задачу. Допустим, вы измеряете удобство использования туристического сайта. Приглашаете энное количество людей, а затем просите, следуя инструкции пройтись по интерфейсу и забронировать поездку. Когда тестирование будет закончено, компания дает проверяющим опросники, которые необходимо заполнить: насколько легко было оформить путевку? Что больше всего понравилось в работе сайта? Что не понравилось? Насколько легко было зарегистрировать аккаунт? Насколько легко было ориентироваться по сайту?

Если у людей во время тестирования на каком-то определенном этапе были проблемы, они скорее всего об этом напишут. А компания сможет максимально быстро решить эту проблему и не допустить оттока клиентов из-за каких-либо неудобств.

Как улучшить юзабилити сайта

Улучшение удобства использования и взаимодействия с сайтом — достаточно важная задача для бизнеса. К сожалению, далеко не каждая компания об этом заботится.

Слишком часто в интернете встречаются сайты, в которых сложно разобраться. Например, на некоторых сайтах делают сложную регистрацию: требуют составить пароль из цифр, заглавных и строчных букв, символов и так далее. Просят пройти проверку «на робота», а еще отправляют ключ подтверждения на почту. В этом цикле почти 100% что-то пойдет не так: код подтверждения не придет с первого раза на почту или придуманный пароль постоянно будет не подходить по требованиям. И в итоге получиться, что сайт компании оказался сложным и неудобным в самом начале, на этапе регистрации. Самый простой сценарий в этом случае — возможность пользователю привязать Google аккаунт к сайту и тем самым в два клика пройти регистрацию.

Также мы подготовили еще семь достаточно важных советов, которые помогут улучшить юзабилити на сайте.

Обеспечьте единообразие интерфейса

Последовательность — это самый важный фактор, который нужно учитывать при улучшении юзабилити и дизайна сайта. Сохранение аналогичного макета на каждой странице позволит пользователю лучше ориентироваться на сайте. В конце концов, пестрые и разные цвета попросту «режут» глаза.

Сделайте сайт адаптивным

Иметь удобный и адаптивный сайт для мобильных устройств больше не опция, а прямая необходимость. Телефон находится в руках людей чаще, чем ноутбук или компьютер. При реализации адаптивного макета встает задача убедиться, что он поддерживает знакомую тему настольной версии, независимо от используемого устройства.

Хотя макет сайта все-таки будет отличаться на мобильном устройстве от версии для настольного компьютера, необходимо внести только небольшие изменения. Кроме того, цветовые схемы и шрифты, по возможности, должны быть едины. Любые серьезные изменения между настольной и мобильной версией только вызовут у пользователя путаницу.

Используйте простую схему навигации

Без простого и узнаваемого навигационного интерфейса неподготовленный пользователь легко запутается.

Люди привыкли взаимодействовать с простым интерфейсом, где панель навигации находится в верхней части сайта.
Простая навигация по сайту
Если вы придерживаетесь знакомого макета, пользователи будут чувствовать себя комфортно при просмотре сайта. Хотя в отношении навигации нет строгого правила, необычные типы макетов редко бывают успешными.

Используйте заголовки и подзаголовки в своем контенте

Контент — жизненно важная часть любого сайта, особенно с точки зрения SEO. Поисковым системам будет проще индексировать сайт и продвигать его в топы.

Также любая структурированная информация, которая включает в себя заголовки и подзаголовки — это обыкновенная забота о читателях. Им не придется перечитывать весь текст, чтобы найти необходимую для себя информацию. Взглядом они будут останавливаться на интересующем их заголовке и после углубляться в конкретный кусок текста.

Используйте изображения, но не переусердствуйте

Важно информировать пользователей и клиентов о ваших услугах и о том, как вы можете им помочь, но не стоит перегружать пользователя слишком большим количеством текста. Задача изображений — разбавить текст, привлечь внимание и сохранить интерес пользователей к сайту. Помните, что у вас есть всего несколько секунд, чтобы произвести впечатление на пользователей, прежде чем они уйдут.

Для пользователя изображения гораздо интереснее, чем слова, поэтому используйте их в своих интересах. Главное, не используйте изображения ради изображения. Они должны передавать суть, дополнять текст и нести пользу. Если сайт продает канцтовары, то картинка со счастливым ребенком с ручками в руках едва ли перенесет какую-то пользу. Читатель не подумает о том, что его ребенок тоже станет счастливым, если купить ему ручку.

Хотя картинки помогут повысить удобство использования сайта и привлечь больше пользователей к контенту, слишком много изображений или плохо оптимизированные изображения могут в конечном итоге оказать негативное влияние на сайт и его удобство использования, поэтому используйте изображения надлежащим образом. Как минимум, их нужно подогнать под размер сайта, а также сжать, для того, чтобы улучшить скорость загрузки.

Сократите время загрузки страницы

Пользователи могут не дождаться полной загрузки сайта и покинуть его.

Любой пользователь ожидает, что страница загрузится менее чем за две секунды.

Один из способов сократить время загрузки — оптимизировать картинки. Уменьшайте размер файла и масштабируйте его до нужного размера перед загрузкой на сайт Тогда изображения будут загружаться быстрее и не замедлят загрузку остальных страниц.

Также стоит проверить, насколько хорошо идет отклик от сервера, на котором стоит сайт.

Заключение

Юзабилити поможет создать сайт, который не только будет доступен большему количеству посетителей, но и поможет привлечь клиентов и тем самым повысить продажи. Главная задача — это придерживаться некоторым принципов, проводить тестирование и стараться каждый раз улучшать юзабилити продукта.

Давайте подведем итог того, что такое юзабилити сайта:
• Мобильная оптимизация. Держите элементы сайта там, где можно дотянуться большим пальцем.

• Доступность сайта. Убедитесь, что с сайтом достаточно легко взаимодействовать большому количеству людей.

• Общие элементы дизайна. Привычный дизайн позволяет новым посетителям легко перемещаться по сайту.

• Простая навигация. Убедитесь, что все кнопки навигации сделаны намеренно и ведут читателей по правильному пути.

• Разборчивый и легко читаемый контент. Не давайте пользователям кучу текста, с которым они скорее всего не будут взаимодействовать.

• Единообразие. Не используйте много разных макетов и цветов, которые скорее всего будут мешать пользователю
В mottor легко создать высокооптимизированный сайт, а тестировать юзабилити вам помогут встроенные А/Б-тесты.

Если что-то будет непонятно — в конструкторе сайтов mottor есть бесплатная техподдержка для всех пользователей. Вам поможет живой специалист:

— в чате на сайте lpmotor.ru
— по телефону 8 800 200 51 47 (звонки по РФ бесплатные)
— в Телеграм: https://t.me/lpmotorchat

Как оценить ключевые показатели интернет-магазина

Оптимизация коэффициента конверсии: принципы работы и советы

PWA-приложения: зачем они нужны и как их сделать из сайта

бесплатный конструктор сайтов, лендингов и квизов
Документы:
Документы:
Полезные ссылки:
Полезные ссылки:
Функциональность:
Функциональность:
О компании:
О компании:
при поддержке Фонда Развития Интернет Инициатив
бесплатный конструктор сайтов, лендингов и квизов
Бесплатный звонок по России